Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
А.С.ПушкинКиевский князь Олег
Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода, князь Новгородский ( 879 – 882 г.г. ), князь Киевский ( 882- 912 г.г. ). Год рождения неизвестен – умер, по Лаврентьевской летописи, в 912 году. Прозвище Вещий ( то есть знающий будущее ), получил по возвращении из похода на Византию в 907 году. Он “ отказывается принять у побеждённых греков отравленную снедь ( в этом – дар провидца, “ Вещего “ ) и прибивает свой щит к вратам Царьграда, “ показуя победу “. Само имя Олег скандинавского происхождения ( Ангел ). Согласно летописи “ Повести временных лет “ Олег являлся родичем князя Рюрика ( братом его жены Ефанды, опекуном малолетнего сына Игоря ). После смерти Рюрика в 879 году Олег становится Новгородским князем, так как Игорь ещё мал. В 882 году во главе новгородской дружины, в состав которой входили также варяги, чудь, меря и другие народности, совершает поход на землю кривичей и захватил их центр – Смоленск. Спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, а затем хитростью Киев, убив варяжских князей Аскольда и Дира, который сделал столицей своего государства.
Он объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр единого государства, объявив “ Да будет Киев матерью городов русских “. Согласно летописи именно Олег, а не Рюрик считается создателем Древнерусского государства ( Киевской Руси ) и традиционно датируют 882 годом. В 883 - 885 годах покорил древлян, северян и родимичей, а к 907 году – области вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Уничтожил зависимость их от хазар. Олег сказал им “ Я неприятель им , а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне. “ Олег создал передовые для того времени военные формирования, которые формировались из воинов покорённых племён. Олег в битве
Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от нападений соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется в Византию, в военный поход на Константинополь. Согласно “ Повести временных лет “ в походе принимало участие 2000 ладей, в каждой по 40 воинов.
Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошёл на штурм другим путём.
лодьи Олега у Царьграда “ И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу “. Испугавшись, византийцы предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит.
Основным результатом похода стало заключение договора , который обеспечил беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 912 году Олег погибает. По сказаниям летописи “ Повести временных лет “ волхвы предсказали Олегу смерть от своего любимого коня. Он приказал увести коня и по прошествии 4-х лет, вспомнив, о предсказании, посмеялся. Решив посмотреть на кости коня, он наступил ногой на череп и сказал “ Его ли мне бояться ? “. Но в черепе жила ядовитая змея, которая и ужалила Олега. По одной версии Олег умер в Киеве, по другой – на севере и похоронен в Ладоге, по третьей – за морем.
Великий сын земли Русской – Вещий Олег, князь-язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России. А.А.Пушкин "Песнь о вещем Олеге" (читает Олег Ефремов) Видеоролик "Песнь о вещем Олеге" Урок: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 1. ВведениеВсем известно, что Пушкин хорошо знал историю нашего народа, интересовался трудами историков прошлого и часто перечитывал летопись, которая называется «Повесть временных лет». Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика Игорь был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, двинулся на юг. Рис. 1. Иллюстрация (Источник) Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: «Это будет мать городов русских». Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство – Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого. Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь». Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленые солнцем. Рис. 2. Князь Олег (Источник) Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. По словам летописца, «оплакивали его все люди плачем великим». Анализ «Песни о Вещем Олеге» Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника. Название, которое дал А. С. Пушкин своему произведению, «Песнь», указывает на связь ее с народным творчеством, с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем. Словарная работа Волхвы (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») — мудрецы, или маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности. Хазары — тюркоязычный кочевой народ. Первый серьезный внешний враг Киевской Руси. Дружина – княжеское войско. Тризна – часть языческого погребального обряда у восточных славян. Композиция Вступление. Князь Олег с дружиной. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Основная часть. Предсказание. Судьба князя Олега. Предсказание: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда: И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной броней ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю, И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего». Рис. 3. «Песнь о вещем Олеге». Худ. В. Васнецов (Источник) Олег властен, недоверчив. Кудесник спокоен, смел, горд. Прощание с конем: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время: Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня! Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте, кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». Олегу грустно, жаль своего умирающего товарища, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым. Концовка. Наследники князя Олега. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. О событии не только повествуется, но создается определенный образ, влияющий на читательское восприятие героя. Вот, что писал сам А. С. Пушкин о том сюжете, который лег в основу его «Песни о вещем Олеге»: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Вывод. А. С. Пушкин не только осмыслил политический смысл предания старины глубокой, но и донес до нас историю жизни и смерти вещего князя Олега, создал яркий, запоминающийся образ и характер.
|
Поиск
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||