Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - выдающееся достижение последнего десятилетия творческой деятельности великого сатирика. Знаменитая книга включает в себя тридцать два произведения, которые являются одними из самых ярких и наиболее популярных творений писателя.
Во многих сказках сатира Щедрина направлена на обличение пороков господствующего класса. Значимое место среди них занимает «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В ее центре — два генерала, очутившиеся неожиданно на необитаемом острове.
Впрочем, ситуация не так уж фантастична: автор уже в самом начале сказки подчеркивает, что генералы были легкомысленны. Заостряя внимание на никчемности генералов, писатель сообщает, что они служили «всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Гротеск и гипербола здесь и на протяжении всей сказки являются мощным орудием сатирика. «Важная» служба не дала генералам никаких умений. Отчетливо произносить они научились только одну фразу: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Неудивительно, что такую регистратуру в конце концов упразднили за ненадобностью. Однако генералы от этого вряд ли пострадали: они преспокойно поселились в Петербурге, имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Щедрин не дает имен своим генералам. Таких, как они, по всей России — тысячи.
Смешон портрет генералов, обнаруживших вдруг себя на острове: герои оказались там в ночных рубашках, а на шеях у обоих висело по ордену. По-видимому, генералы очень гордились своим прошлым и считали себя по-настоящему заслуженными людьми. Ведь иначе зачем ложиться спать с орденом?
Мечты о горячем кофе так и остаются мечтами — генералы оказываются полностью беспомощными в сложившейся ситуации. Возникает предложение доклад написать, только вот необитаемый остров не Россия-матушка, и от написания докладов здесь нет никакой пользы.
Обладатели орденов с огромным трудом вспоминают, где находится восток, а где запад. Перо сатирика к ним беспощадно: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли».
Вокруг генералов множество всяких плодов, рыба так и кишит, рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают. Однако ни к чему не приспособленные служаки едва не умирают с голоду во всем этом изобилии Открытием для них становится то, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». Беспомощность приводит к одичанию: в глазах генералов появляется зловещий огонь человеческий голос превращается в глухое рычание' и в конце концов они с остервенением бросаются друг на друга. Вовремя опомнившись, герои пытаются чем-нибудь развлечься. Но их ума и фантазии хватает только на совершенно глупые вопросы: почему солнце прежде восходит, а только потом заходит и почему все происходит не наоборот.
При воспоминании о том, что спасением им мог бы стать мужик, генералов озаряет вдохновение. Генералы глубоко убеждены, что простой человек только для того и рожден, чтобы их обслуживать. «Наверное он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!» — с гневом восклицают они, а найдя спящего мужичину негодуют: «Спищь, лежебок!» Успокоенным героям и на ум не приходит, что спаслись они благодаря мужику. «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» — всерьез думают они. И в этих словах абсолютная уверенность в том, что нет пределов их генеральской воле, везде она должна и будет исполнена. Салтыков-Щедрин подчеркивает паразитическую основу существования генералов. С удовольствием герои упоминают о том, что на острове на всем готовом живут, а в Петербурге тем временем их пенсии накапливаются.
Вернувшись в Петербург (опять же стараниями мужичины), генералы не забывают отблагодарить своего спасителя: высылают ему рюмку водки да пятак серебра.
Знаменитый исследователь творчества Щедрина Бушмин отмечал, что сатирик «приемами остроумной сказочной фантастики показывает, Что источником не только материального благополучия, но и так называемой дворянской культуры является труд мужика» .
На протяжении всей сказки звучит едкий смех сатирика. И смех этот — сквозь слезы. Горько и больно было видеть писателю никчемных, сытых генералов и рабски покорного эксплуатируемого ими мужика. «Я люблю Россию до боли сердечной», — писал он. И этой любовью объясняется желание сатирика бичевать все самое отвратительное в российской действительности.