Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Сравнительный анализ лирических стихотворенийСравнительный анализ лирических стихотворений Позволю себе напомнить основные этапы разбора лирического произведения. 1.Творческая история произведения (дата написания, текстология) во-первых, учащемуся необходимо вспомнить, когда, как и при каких обстоятельствах было написано стихотворение, какое биографическое, политическое или другое событие побудило автора к его написанию, то есть выявление историко-культурных реалий текста. Если мы говорим о сопоставлении, то следует вспомнить историю создания обоих лирических произведений, постараться увидеть, что сближает их с точки зрения исторической эпохи. во-вторых, было бы неплохо, если бы анализирующий обозначил место стихотворений в творческой эволюции поэтов; сопоставил историю критических оценок
Следующий этап - это сопоставление жанров лирических произведений. Стихотворения могут принадлежать к одному жанру, например, сонет, элегия, послание
Во-первых, необходимо выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве одного и другого поэта, а также попытку ее интерпретации. Во- вторых, учащийся определяет тематику и проблематику сопоставляемых произведений, находит точки соприкосновения: Символы, образы, мифологемы, ключевые слова по сходству, контрасту, смежности, ассоциации, умозаключению. Следует проанализировать также семантику заглавия, его связь с основной поэтической идеей. Важно правильно определить главную мысль каждого стихотворения, проследить, как перекликается одна с другой, умело применяя и комментируя цитаты, основываясь на собственном восприятии анализируемых текстов. Необходимо сопоставление и по эмоциональной окраске, по настроению, которое создается при прочтении данных стихотворений. Именно в этот момент легко выйти на те сокровенные мысли и чувства, которые хотели передать авторы стихотворений, увидеть и услышать их перекличку. Или, наоборот, почувствовать пафосное звучание стихотворных строк, затрагивающих важную общественно-политическую проблему.
Композиционный анализ сопоставляемых произведений очень важен с точки зрения единства содержания и формы. Особенностью обоих может быть лирический зачин, созвучный с финалом, или кольцевая композиция, или же стихотворения строятся на антитезе как основном приеме.
Как и в реальной жизни, в литературном произведении есть свое время и пространство. Данные категории могут расширяться до вселенских масштабов или сжиматься до душевных переживаний индивида. Поэтому очень важно найти взаимосвязь между глобальным и индивидуальным, общественным и личным. Ведь именно на этом строится, например, основной конфликт лирического героя романтизма с миром, в котором он вынужден жить.
Для анализа образа лирического героя необходимо разобраться в том, кто он - речевой субъект или адресат лирики. Если это речевой субъект, то стихотворение представляет собой его монолог, если он адресат, тогда стихотворение может стать диалогом самого лирического героя и автора. В полемике этих субъектов, может быть, и лежит истина спора. В процессе важно проследить, как меняется герой от начала к финалу стихотворения, как меняется мысль, им высказываемая, или мир вокруг него. Наблюдается ли его духовное развитие или его образ статичен, тогда почему? Что хотел сказать автор или авторы?
Обратимся теперь к средствам выразительности, которые используют авторы сопоставляемых произведений. Напомню: к ним относятся тропы, стилистические фигуры и индивидуальные речевые особенности каждого из художников слова.
Необходимо проиллюстрировать на примерах из текста умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств, их роль в идейном содержании произведения, выражении мыслей и чувств лирического «Я»: 8. Ритмика и метрика Чтобы анализ (сопоставительный) был целостным, стоит уделить внимание ритмической организации стихов, принципам стихосложения, к которым прибегают авторы.
Напомню, что в русском стихосложении сохраняются три вида:
Стихотворные размеры
виды рифм и рифмовки:
И последнее – по возможности, учащемуся следует определить особенности строфики анализируемых стихотворений.
Наблюдение над строфикой стихотворений и их сопоставление помогут учащемуся лучше понять авторский замысел, увидеть созвучие или разность мнений художников слова. В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко соблюдается, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов. Важным аспектом при изучении литературного произведения остается определение методики анализа и приемов его интерпретации. В современных филологических исследованиях творчески используются и дополняют друг друга методологии различных научных систем, каждая из которых по-своему значима в истории критической мысли. |
Поиск
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||