Памятка по анализу стихотворения
Перед нами не готовая схема написания анализа, а только перечень необходимых позиций, которые нельзя забыть при рассмотрении того или иного текста.
1 Часть. ЧТЕНИЕ.
Прочитайте стихотворение. Лучше вслух! Чтение вслух поможет чётко определить размер стихотворения, прояснит особенности его ритмической структуры. Все ли слова вам знакомы? Узнайте значение незнакомых слов.
2. Часть. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
1. Подчеркните ключевые слова. По ним можно определить тему, основные образы, настроение и как оно меняется, состояние лирического героя. (Зафиксируйте это в примечаниях рядом с текстом.)
2. Обратите внимание на образный ряд стихотворения. Какие тропы (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, оксюморон) использованы автором? С какой целью? Художественный образ может быть аллегорией (иносказанием), а может стать и символом.
3. Присмотритесь к языку стихотворения. Каждому языковому явлению ищите функциональное объяснение (создание образа, выражение настроения, динамики стихотворения, состояния лирического героя и т.д)
Отметьте особенности на всех уровнях языка:
a. Фонетика. Можно ли говорить о различных видах звукописи? Ассонанс — повтор гласных, аллитерация — повтор согласных. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) ударения?
b. Морфемика. Есть ли необычное употребление отдельных морфем?
c. Морфология. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) формы слов? Какие части речи использованы больше – что это придает стихотворению?
d. Лексика. Использует ли автор лексические повторы? Встречаются ли синонимы? Омонимы? Антонимы, задающие антитезу? Какие понятия в стихотворении противопоставлены, какие сопоставлены? Слова могут быть синонимами и антонимами только в данном контексте. Их выявление поможет вам сформулировать основные противопоставления текста. Есть ли в стихотворении неологизмы (окказионализмы)? Есть ли архаизмы? Встречаются ли просторечия?
e. Синтаксис. Какие предложения чаще использует автор — простые или сложные? Распространённые или нет? Побудительные, восклицательные, вопросительные? Многоточие – умолчание. Есть ли однородные члены? Встречаются ли одинаковые синтаксические конструкции (параллелизм)? Не нарушается ли обычный (прямой) порядок слов (инверсия)? Не выделены ли второстепенные члены в отдельные предложения (парцелляция)?
4. Обратите внимание на композицию стихотворения. Как стихотворение построено?
Есть ли в стихотворении повторы? Связь между началом и концом стихотворения - кольцевая композиция? (художественный смысл?) Контраст образов – антитеза?
3 часть. ПИШЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ
1. О чём стихотворение? К какой разновидности лирики относится? Сформулируйте его тему.
Тема формулируется кратко: словосочетанием или простым предложением, возможно, словами текста. Если текст без названия, попробуйте его придумать. Если текст имеет название, подумайте, как оно сочетается с темой.
2. Настроение стихотворения и основные образы.
3. Как выражается настроение в стихотворении?
4. Как построено стихотворение? Композиция, строфика.
5. Какие художественно-выразительные средства использует автор для передачи настроения и создания образов? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
6. Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
5. Отдельный предмет анализа — стих. Каким размером написано стихотворение и что это может значить? Как разделение на строфы соответствует композиции? Как способ рифмовки отражается на восприятии текста? Возможно, перед вами твёрдая форма — например, сонет
6. Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя? Разобрав основные образы стихотворения, проанализировав его языковое и стилистическое своеобразие, вы сможете обратиться к идее (основной мысли) стихотворения. Идея формулируется вашими словами, отдельным предложением, как правило, сложным.
7. Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
8. Личное впечатление от стихотворения.
Примечание.
1. Возможно, вам удастся определить жанр стихотворения (элегия, ода, послание…). Докажите это. Постарайтесь найти черты того или иного жанра в рассматриваемом произведении.
2. Анализ языковых средств приводит вас к выводам о стиле текста. Каждое наблюдение над языком требует комментария: как языковые явления влияют на стиль.
Анализ стихотворного текста в контексте…
Помимо всего вышеперечисленного:
1. Известна ли вам дата создания стихотворения?
Соотнесите её с тем или иным периодом в творчестве автора.
2. Входит ли стихотворение в какой-либо цикл или сборник? Если да, какое место там занимает?
3. Если вам известны те или иные обстоятельства создания данного стихотворения, изложите их и свяжите с содержанием. Посвящено ли стихотворение кому-нибудь?
4. Встречаются ли образные переклички (аллюзии, реминисценции) с творчеством кого-либо из предшественников или прямые цитаты? О чём это говорит?
5. В русле какого литературного направления или течения написан данный текст? Этот вывод должен последовательно вытекать из ваших наблюдений
(а не наоборот!)
Речевые формулы
Пример
В стихотворении ... (автор, название) говорится о... (чём?). В стихотворении ... (название)... (фамилия поэта) описывает. .. (что?).
В стихотворении царит... настроение. Стихотворение. .. пронизано... настроением.
Настроение этого стихотворения... .Настроение меняется на протяжении стихотворения: от ... к... .Настроение стихотворения подчеркивается....
Стихотворение можно разделить на... части, так как .... Композиционно стихотворение делится на... части. Звучание стихотворения определяет... ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают.... В стихотворении мы словно слышим звуки.... Постоянно повторяющиеся звуки... позволяют услышать.... Поэт хочет запечатлеть словами....
Для создания настроения автор использует.... С помощью.., автор даёт нам возможность увидеть (услышать) .... Используя..., поэт создаёт образ.... Лирический герой этого стихотворения представляется мне....
I. Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. Словесных рядов. Автор использует композиционные приемы
II. Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .
III. Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. .
IV. Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .
V. Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. .
VI. Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. .
План анализа стихотворения (примерный)
1. История создания.
2. Род.
3. Жанровые особенности.
4.Разновидность лирики: пейзажное, интимное, философское, публицистическое, свободолюбивое.
5. Тема, мотивы, поэтические образы.
6. Идея.
7. Лирический герой.
8. Композиция.
9. Хронотоп.
10.Поэтическая лексика, тропы.
11.Поэтический синтаксис.
12.Звукопись.
13.Ритм, интонация.
14.Размер, рифма, рифмовка.
15.Мое восприятие.
Интерпретация – истолкование
(Она включает в себя анализ поэтического текста).
Уровни анализа лирического произведения
1.Эмоциональное воздействие на читателя.
Два типа эмоций:
- эмоции читателя
- эмоции лирического героя (жанр, тональность, настроение, интонация)
2. Позиция лирического героя ( мысли, чувства, настроение)
3. Композиционный уровень.
- лирический сюжет (последовательно возникающие картины, образы, их - - соотнесенность с позицией лирического героя (движение взгляда)
- графический образ стиха (смысловое деление на части, строфы)
Часто смысл деления основан на контрасте.
4. Контекст – совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения.
Виды контекста (комментарий):
литературный: включенность произведения в творчество поэта, в систему литературных течений, направлений;
- исторический: связь с эпохой, историческими событиями;
- биографический: кому посвящено, в какой момент;
- мифологический: мифологические имена, библейские мотивы;
- сверхтекст: эпиграф (намек), реминисценции (черты образного строя, наводящие на воспоминания о других произведениях)
Подтекст – недоговоренность (не явный диалог с читателем)
5. Язык художественного произведения.
1) ритмический уровень
Хорей – беспокойный, передает беспокойство, тревогу, движение, бег, танцевальный.
Ямб – дыхание русской речи, определенная ясность, торжество, величавость.
Трехсложный – менее естественный, большая свобода, песенная интонация (фольклорная).
Составляющие: размер, пауза, рифма, ассонанс, диссонанс, аллитерация.
2) лексический уровень.
Тропы. Смысловая направленность тропов.
3) синтаксический уровень – фигуры поэтического синтаксиса (инверсия, повтор, обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, антитеза, анафора, эпифора, полисиндетон-многосоюзие, асиндетон-бессоюзие)
6. Постижение поэтических образов.
Жизнь стихотворения во времени.
Анализ лирического стихотворения
Пример.
В стихотворении ... (автор, название) говорится о... (чём?).
В стихотворении ... (название)... (фамилия поэта) описывает. .. (что?).
В стихотворении царит... настроение.
Стихотворение. .. пронизано... настроением.
Настроение этого стихотворения... .
Настроение меняется на протяжении стихотворения: от ... к... .
Настроение стихотворения подчеркивается....
Стихотворение можно разделить на... части, так как ....
Композиционно стихотворение делится на... части.
Звучание стихотворения определяет... ритм.
Короткие (длинные) строки подчеркивают....
В стихотворении мы словно слышим звуки....
Постоянно повторяющиеся звуки... позволяют услышать....
Поэт хочет запечатлеть словами....
Для создания настроения автор использует....
С помощью.., автор даёт нам возможность увидеть (услышать) ....
Используя..., поэт создаёт образ....
Лирический герой этого стихотворения представляется мне....
Карточка – помощница
I. Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. Словесных рядов. Автор использует композиционные приемы …. .
II. Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .
III. Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. .
IV. Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .
V. Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. .
VI. Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. .