Художественные особенности «Песни о Соколе» М. Горького
«Песня о Соколе» вложена в уста старого чабана Рагима. Она обрамлена вступлением и концовкой, связанными с содержанием «Песни», и в то же время отличными от неё по своему характеру и ритмическому строю.
Вступление написано прозой. В нём нет ни пафоса, ни героизма. Оно носит медлительно повествовательный характер. Но величавые картины южной природы в нём создают приподнятое настроение, подводят к необыкновенному, героическому содержанию «Песни».
Сама «Песня» по форме представляет собой стихи, написана двустопным ямбом. Торжественно-патетическим тоном проникнуты строки, в которых говорится о Соколе. В конце «Песни», где стихи становятся афористическими, этот тон обогащается призывными, оптимистичными нотами.
В картинах, рисующих Ужа, темп повествования замедляется, интонации приобретают оттенок поучительной важности и подчёркнутой рассудительности.
Заключение «Песни», как и вступление, ритмически напевно, спокойно, плавно, проникнуто глубоким раздумьем. Картины природы в нём смыкаются с только что «рассказанной» Рагимом песней, напоминают о ней, наполняют душу торжественным, «сладким ожиданием какого-то откровения».
В «Песне о Соколе», как и в рассказе «После бала», мы встречает антитезу. Но это не композиционная антитеза. В «Песне» противопоставлены два характера, два отношения к жизни, воплощенные в Соколе и Уже, отраженные в знаменитом горьковском афоризме: «Рождённый ползать – летать не может!» Обратим внимание на то, в какой обстановке изображены персонажи, какая природная стихия близка одному и другому. К чему стремится Сокол? В чем видит он смысл жизни? Когда он чувствует себя счастливым? А как на подобные вопросы отвечает Уж?
Речь персонажей «Песни» является одним из самых выразительных средств их характеристики. Речь Ужа самодовольно-рассудительная, пропитанная мещанской заботой о собственном благополучии, рабской привязанностью к клочку земли, по которому он ползает. Речь Сокола насыщена глубоким чувством. Недаром она вся состоит из коротких восклицательных предложений, выражающих стремление к свободе, к свету, к борьбе.
Уж и сокол – это не имена собственные, но в «Песне» они пишутся с большой буквы. Этим подчеркнут аллегорический смысл содержания произведения. Аллегория становится особенно явственной в заключительных строках песни, начиная со слов «Безумству храбрых поём мы славу!»
Слово безумство не раз повторяется в «Песне». Какие смыслы вкладываются в это слово? Под безумством мы привыкли понимать неразумный поступок, бесцельную храбрость. Почему же в «Песне» прославляется безумство?