Пятница, 19.04.2024, 19:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сам Себе Репетитор "Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное" Ф.М.Достоевский

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ч. Айтматов. "Бедый пароход"

МИФ в повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»

Авторский замысел в «Белом пароходе» – это проблема «культурного» и «природного» в человеке, столкновения противоположных понятий «природа» и «цивилизация» в обществе, вечная тема «добра» и «зла». Эта тема добра и зла является основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Повесть «Белый пароход» интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении – в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов. Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит свой мир на два измерения: реальный мир и фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Образ ребенка многогранен и раскрывается постепенно автором. Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он дает нравственную оценку каждому персонажу: в этом особенность повести. Мальчик создает в своем воображении мир, отличный оттого, в котором живет. Такова особенность детского сознания. Ребенок погибшей легенде противопоставил сказку о белом пароходе и уплыл к нему со своей детской непримиримостью к законам Орозкула. В трагическом финале уходит Рогатая мать – олениха, уплывает рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло, жестокость в них. Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производят на нас художественные детали тем, что они тоже включены в проблему добра и зла. Это и камни, травы, растения с которыми разговаривает мальчик. Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: «Среди растений – «любимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие. Колючий бодяк, например,– «главный врач». Ребенок с одними находит общий язык, а другими борется. Это запруда, белый пароход, где он представляет себя рыбкой, плывущей вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Это портфель, бинокль – его верные друзья. Художественные детали присутствуют и в концовке повести, ведь мальчик не кончает с собой; он бросается в горную реку, чтобы «сделаться рыбой» и уйти от тех, кто совершает преступление. В повести мы видим сложное построение текста: введенный текст о Рогатой матери-оленихе, освещает события идущие параллельно с основными (текст в тексте). Сказка о матери-оленихе подается автором как вполне реальная история. В идейно-смысловом плане легенда оказывается ведущей, она психологически и философски освещает события реального быта. Айтматов предложил оригинальную структуру осмысления современной действительности как целостности национальной художественной мифологии и реально действующих нравственных, духовных установлений, закрепляющихся всякий раз заново в новой исторической повседневности и тесно соприкасающихся с новейшими социальными и общественно-государственными, политическими, религиозными условностями, сопровождающими и поддерживающими человека, который существует в одной действительности с Автором-писателем, размышляющим о Будущем, таинственно подключенном к Прошлому. Повесть «Белый пароход» – это одновременно философская проза и стихийно-лирическое поэтическое повествование. Айтматов создал чудесное произведение, уложившись в рамки повести. В повести «Белый пароход» писатель обращается к фольклору. Миф, присутствующий в произведении, выполняет двойную функцию: идейно-эстетическую и национальную. Миф для Айтматова это «сгусток мудрости» древних, поколениями проверенный опыт. Миф моделирует художественную картину мира, становится инструментом для вскрытия актуальных проблем современности и проникновения в глубины общественного разума. По аналогии мифу художник изображает общественные отношения, философски осмысливая их. Айтматов обращается к мифу как к метафоре, отражающей через вековую мудрость проблемы современности, которые и сейчас остаются актуальными, такие как связь поколений и передача духовного опыта.

Викторина по повести Ч. Айтматова "Белый пароход"

(ответ можно проверить, нажав на картинку пароход)

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья моего сайта
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024